Эпоха Возрождения — гимн красоте

Косметика эпохи возрождения

Мода Ренессанса, связанная с духовным развитием человека и осознанием им своей индивидуальности, зародившаяся в Италии, потребовала изменения отношения к косметике. В те времена родились каноны красоты, которые не потеряли своего значения до сих пор: высокая, статная фигура, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы, красные губы. Специфическими требованиями эпохи Возрождения к внешности были: высокий, не обрамленный волосами лоб, плавность линий которого не должны были нарушать даже брови, которые обязательно выщипывали. Важнейшим условием красоты были белокурые волосы.

Одежда, не обнажая человеческого тела и его отдельных частей, составляла с ним как бы единое целое. Это требование применялось и в косметике. Гримировка лица была возведена в ранг искусства, которым в совершенстве владела каждая женщина. Жительницы Апеннинского полуострова отличались большим искусством в способах изменения цвета волос. Волосы либо окрашивали в нужный цвет использованием минеральных и органических красителей, либо использовали накладные волосы ярко-желтого цвета. В домах предусматривались удобные солярии, где можно было обесцвечивать волосы естественным путем — при помощи солнца, используя хитроумные шляпы, защищающие от загара лицо и оставляющие открытыми волосы.

В Италии появилась специальная литература по косметике — авторами были Джиованни, Баптиста, Поста, Сцебелла, Кортезе и др.

Руководство Екатерины Сфорца знакомит своих читательниц со всеми приемами, которые использовались при наложении грима, и общим косметическим уходом за телом. Для обеспечения возросшей потребности в косметических средствах открываются прообразы современных парфюмерных фабрик. В процессе общего развития научной мысли и ремесленники, изготовлявшие косметические средства, становятся настоящими учеными, в отличие от многочисленных собратьев в других европейских странах, не брезговавших продажей любых средств, приносящих доход.

Итальянские артисты, прибывшие во Францию с Екатериной Медичи, завезли с собой всевозможные румяна, пасты, пудры, краски.

Дальнейшее развитие и полное признание косметика получила во Франции, особенно в XVII и XVIII веках. С этого времени французский вкус и мода овладели всей Европой и владеют ею в течение нескольких столетий. Следует, однако, заметить, что во Франции живо воспринимали все наиболее ценное, что было уже создано в других странах. Об этом свидетельствует, например, появление еще в XVI веке популярной книги, автором которой был доктор, регент медицинскою факультета Парижского университета Андре Ле-Фурние. В ней были собраны сведения о рецептах, применяемых по всей Европе, и многие из них отличались крайним своеобразием. Об интересе к косметическим средствам, созданным в других странах, говорит появление в том же XVI веке книги итальянского автора Жирола мо Руссели, в одной части которой под названием «Секреты синьора Алексиса» также приводятся рецепты косметических снадобий. Для тою чтобы оценить своеобразие некоторых из них, мы приведем рецепт одного: «Возьмите белых голубей и кормите их сосновыми семенами в течение 15 дней. Затем прирежьте их, оторвите головы, ноги, вытащите внутренности, пропустите их через перегонный куб, затем добавьте туда мякоть белого хлеба, смоченного в миндальном молоке, 400 граммов телячьих мозгов и топленое свиное сало. Все это вскипятите на медленном огне, и вы получите великолепное средство для протирания лица».

Неудивительно, что такие «рецепты» вызывали различные толки, а о парфюмерах и докторах говорили, что они колдуны, да и само убранство внутренних помещений лавок парфюмеров, заставленных таинственными склянками и сосудами, наводило богобоязненного обывателя тех далеких времен на мрачные мысли. Тем не менее, к помощи парфюмера прибегали жаждущие красоты и молодости. Колдунами и чародеями звали тех, кто занимался составлением «любовных напитков», помимо торговли косметикой и парфюмерией, но люди шли к ним в надежде получить рецепт вечной молодости, красоты и здоровья, а не получив ни того, ни другого, ни третьего, приносили парфюмера в жертву своим несбывшимся надеждам. Легенда и картины, изображавшие шабаш ведьм, умащенных мазями, колдовство, заговоры и превращения с помощью чудодейственных, магических и душистых веществ, еще больше приводили к убеждению, что парфюмеру подвластна и красота, и молодость, и жизнь, и болезнь, и смерть...

Приготовление духов, которые в больших количествах употребляли во многих странах, держалось в тайне. Парфюмеры не заботились о передаче потомству ни своих рецептов, ни своих имен. Последние встречаются очень редко. Упоминается, например, химик-парфюмер Форжона, который служил при французском дворе в 1701 году. Этому талантливому человеку многие обязаны сохранением красоты: свои секреты он передал основанному им дому Леграно.

Франция всегда считалась царством косметики, откуда она распространилась в дальнейшем по всему миру. Только в начале XVIII века из Франции ежегодно вывозилось за границу косметических изделий на 30 миллионов франков. Около 1640 года во Франции появились первые парики, оставившие заметный след в истории моды и косметики. В 1642 году Финтилье писал: «Для туалета элегантной дамы требуется целая лавка косметики — всевозможные протирания, белила, румяна, сулема, квасцы, уксус, духи, миндальное молоко и т. д.». Входят в моду причудливые прически, и на головах дам появляются натюрморты из цветов, лент, декоративных шпилек и перьев. Белые пудреные парики призваны скрыть возраст и придать их обладательницам изысканный вид, подчеркнутый соответствующей гримировкой лица и его стилизацией. Косметические средства и грим использовались в таком количестве, что, по слухам, дошедшим с тех времен, мужья иногда не узнавали своих жен, хотя те вовсе и не стремились к этому.

В XVIII веке пудра и румяна стали неизбежной принадлежностью туалета женщины любого общественного положения. Представим себе знатную француженку того времени. «Изящная, стройная, с тонкой талией, в пышном платье с фижмами, с глубоким вырезом на набеленной груди, в пышной напудренной прическе, с искусно подведенным лицом, на котором выделялись глаза, разрисованные узкой щелью по-китайски, с непременной мушкой, с пикантно подкрашенными губами, с длинными тонкими руками, с коралловыми ногтями» — такова была женщина той жеманной эпохи.
Мужчины носили напудренные парики, щедро пользовались ароматными водами и, как утверждают злые языки, для демонстрации страданий от неудачной любви белили свое лицо, накладывали полосы из гуммиарабика с целью имитирования стертых слез.

С конца XVIII века популярность декоративной косметики пошла на убыль: уменьшается применение румян, белил, упрощается мода.

Нужно заметить, что не во все времена и не во всех странах приветствовалась косметика. В XVII веке в Англии и Голландии по религиозным причинам запрещалось румяниться, красить губы, применять косметические средства. Британским парламентом даже был издан в 1799 году закон следующего содержания: «Все женщины, вне зависимости от их сословия и возраста, которые после опубликования данного закона прельстят подданного его величества с помощью духов, помад, румян, краски для лица, фальшивыми зубами, высокими каблуками и т. д., будут судимы за колдовство, и брак будет считаться недействительным».

А в те времена обвинение в колдовстве часто грозило смертью.

К каким ухищрениям порой прибегали для борьбы с разрушительными последствиями старения, красноречиво свидетельствует пример английской королевы Елизаветы I (1533—1603), не жалевшей ни денег, ни трудов в отчаянном стремлении вернуть себе былую красоту. Чтобы имитировать тонкие просвечивающие кровеносные сосуды, отличающие молодую кожу, она заставляла служанок рисовать их ей на лбу и висках поверх толстого слоя пудры.